Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

Для родителей

Дата: 12 декабря 2016 в 13:37, Обновлено 11 октября в 11:54

График работы

учителя - дефектолога

Бурец Оксана Владимировна

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

8.00 – 14.00

8.00 – 14.05

9.00 – 13.05

8.05 – 13.05

8.00 – 12.30

ЧТЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ

Итак, ваш ребенок прочитывает слоги, а вслед за ними — короткие слова, и вам уже хочется дать ему в руки детскую книжку: пусть прочитает подписи под картинками, ведь они очень простые и написаны крупным шрифтом. 

У самого ребенка слова никак не складываются впредложения, смысл только что прочитанного слова тут же теряется, потому что все внимание пока поглощено процессом соединения звуков.

Не торопитесь усаживать ребенка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь вам снова помогут игры - с их помощью ребенок одолеет технические сложности чтения. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребенка не будет помехой — ее заменит мотивация игровая.

«Переставь вывески». Ветер-шалун пролетел над городом, сорвал с магазинов вывески и поменял их местами. Жители города теперь не знают, куда отправиться за хлебом, а куда — за кисточками и карандашами. Помоги вернуть вывески на свои места, посмотри на витрину магазина и найди для него нужную вывеску. На листе бумаги нарисованы витрины булочной, книжного магазина, магазина игрушек, обуви, одежды и т.д. Над каждой витриной — вывеска — полоска бумаги, на которой написано крупными буквами «Аптека», «Краски», «Игрушки». . . Вывески - самые неожиданные. Чтобы привести все в порядок, ребенку надо не только прочитать вывески, но и написать недостающие.

«Помоги Мишутке». У Машуткиной бабушки - день рождения. Мишутка знает, какой ей сделать подарок: Он пошлет ей банку ее любимого малинового варенья, но как ее найти? На кухне много полок, все уставлены банками, банки подписаны, но на беду Мишутка не умеет читать. Помоги ему найти малиновое варенье, а то он возьмется пробовать из каждой банки, и у него разболится живот. 

«Спасибо!» — говорит тебе Мишутка и, счастливый, с банкой малинового варенья отправляется на почту. На почте много разных красочных поздравительных открыток: 

«С Днем Победы!», «С Новым годом!», «С новосельем», «8-е Марта», «Поздравляем с днем рождения!». Помоги Мишутке выбрать открытку для бабушки.

«Дом для черепахи». Черепашка Клара решила найти себе дом и дала объявление в газету: «Ищу дом — крепкий, надежный, уютный и небольшой, чтобы всегда его можно было захватить с собой. Кларе пришло много писем с предложениями, она не может в них разобраться. Помоги Кларе прочитать письма и посоветуй, какой дом ей лучше всего выбрать: «Дупло», «Берлога», «Гнездышко на верхушке липы», «Норка с двумя отдельными выходами», «Улей», «Болото», «Коврик в доме со всеми удобствами», «Курятник», «Раковина», «Панцирь».

«Накорми зверей». Для этой игры потребуются картинки с изображениями различных животных (можно использовать разрезное лото). Дети выбирают себе понравившиеся картинки: кто с изображением щенка, кто — синички (у каждого по нескольку картинок). Это звери и птицы, которых они будут «кормить». На столе перед детьми карточки с названиями кушаний (молоко, пшено, овес, сено, рыба и пр. ). Карточки перевернуты, дети по очереди  открывают их и читают названия блюд: «Косточка — кому ее предложить? Конечно, щенку». Игра продолжается, пока дети не накормят всех своих питомцев.

«Перевод с вороньего». Все предметы ворона называет по-своему: «КАР!» Посмотри, какие предметы она назвала этим словом, и дай им человечьи названия (здесь вы рисуете для ребенка картошку, карту, карету, карандаш, карусель, — одним словом, все, что вы сможете изобразить на слог «кар»).

Аналогично строится перевод с козьего. Здесь дети читают и пишут слова, начинающиеся на слог «ME» (месяц, метла, мешок, меч, метро и пр. ). В «коровьей игре» читаются и пишутся слова «муравей», «муха», «музыкант», «мука». «Переводя с гусиного языка», можноиспользовать  слова  «гантели», «газета», «гараж», «гамак» и пр. Играя  в «тарабарщину», ребенок прочтет слова на «ТА» («тапочки», «такса», «такси», «тарелка», «табурет»,  «таракан»,  «танк»). Очевидно, что игру можно начинать с любого слога.

«Какая буква заблудилась?» Эта игра поможет ребенку, читая думать о значении слова. По условиям игры ребенок должен найти «заблудившуюся» букву и заменить ее нужной.

Вот словесный материал для этой игры: кот-кит, стул-стол-сто, ворота-ворона-корона-корова, папка-пал-ка-полка, косы-козы, белка-булка, дом-дым, горка-корка-норка, галка-палка, мышка-мишка-мушка, шар-шарф.

«Бюро находок». 

Находя пропавшие буквы на карточках типа: ребенок справится с этой ошибкой, опасной для дальнейшего обучения грамотному письму. Чтобы задание было доступно ребенку, не пропускайте безударных гласных, сомнительных, непроизносимых, удвоенных согласных.

«Почтальон». На листе бумаги .— карта леса, на ней обозначены домики, в этих домиках, в разных сторонах леса, живут волк, заяц, белочка. К домикам ведут дорожки, вдоль каждой — характерные приметы: большой гриб, сосна, ягоды или мостик через ручей. На лесную почту пришли три посылки (3 запечатанных конвертика). Кому их прислали, не написано, но на каждой посылке есть адрес —приметы, по которым можно найти дом. Например: дуб, горка, малина, муравейник. Ребенку предлагается доставить посылки по назначению. Если адрес правильно прочитан и «пройден» по карте, то зайка получит морковку, волк — гармошку, а белочка — орехи (эти рисунки вы заранее кладете в конверты). Если же Почтальон перепутает адреса, звери будут огорчены: ; они ожидали совсем другое. Присылать можно не только посылки, но и письма, тогда почтальону придется прочитать их адресату, не знакомому с буквами. Переписку со зверями (кстати, это могут быть не только звери, но и герои книг -Карлсон, Буратино, Винни-Пух и просто любимые игрушки) может вести и сам ребенок, тогда вы, в роли почтальона, будете относитьписьма по адресу, составленному ребенком.

«Кто больше слов составит» Игра проводится как соревнование. Дети должны соединять слоги правого и левого столбиков так, чтобы они образовывали осмысленные слова (ко-мар, ко-мок).

Если предыдущие игры просто придавали увлекательность трудному делу чтения, то следующие игры сочетают задачу обучения грамоте с некоторыми другими задачами подготовки ребенка к школе.  Так,  игра «Кузовок» поможет ребенку не только прочитать 2-3 десятка слов, но и познакомиться с новыми природными явлениями. Прежде чем показать малышу книжку со съедобными и несъедобными грибами и ягодами (или с лечебными травами), предложите ему роль повара, которому вы принесли кузовок, полный грибов. (В корзиночку положите карточки с написанными на них названиями грибов.) Повар должен отобрать для обеда только съедобные грибы. Тут же можно показать и картинки.

«Проведи границу». Вы даете ребенку лист бумаги, на котором разбросаны различные слова, эти слова — подданные двух стран, например, страны живого и неживого, животных диких и домашних, древнего - современного, природного — искусственного. Ребенку нужно провести границу между двумя странами так, чтобы ни одно слово не осталось на чужой территории. Понятно, что для правильного выполнения задания ребенку нужно не только прочитать все слова, но и посоветоваться с вами в «спорных» случаях: «Речка -живая или нет? Ведь она бежит. А облака? Они движутся, летят по небу, почему они не живые. А дерево, которое стоит на месте, живое?» и т.д. Не пропускайте удобный случай и помогите ребенку разобраться в этой путанице, тогда игра послужит и для тренировки в чтении, и для введения некоторых понятий, еще отсутствующих у маленького ребенка.

Следующие две игры пригодятся вам для тренировки внимания ребенка. Для игры «Варим щи» нужно приготовить кастрюльку, карточки со словами и карандаш-ножик. Ребенок-повар вооружается «ножиком» и «отрезает» (отчеркивает) во всех предложенных ему словах слог«щи». Делать это надо быстро, иначе «щи убегут», и внимательно, чтобы в кастрюлю не попало ничего лишнего. А «лишними» в этой игре окажутся слова «капуста», «свекла», «мясо». Зато в кастрюлю попадут «ящик», «клещи», «щит».

Тренировку внимания, предупреждение ошибок письма можно проводить, играя с ребенком в «учителя». В игре «Даю уроки русского языка» от ребенка требуются ориентация не на отдельные слова, а на целое предложение. Вы просите малыша помочь негритенку, приехавшему в Москву, научиться говорить и писать по-русски. А негритенок, отвечая на вопросы учителя, пишет вот что: «Мне сем год. Мой мама — доктра, лечит дети. Вчера я гулала и заморз. Я приэхл из Аврика. русский языка очн трюдная». Переписку с негритенком можно сделать регулярной, «учитель» будет посылать своему ученику письменные вопросы — про все на свете — и исправлять его ответы.

Необходимость исправлять не только орфографические, но и грамматические ошибки подобных записей. Это будет способствовать как развитию внимания, так и речевому развитию ребенка:  появлению у его осмысленного, сознательного отношения к хорошо освоенным грамматическим конструкциям родного языка.

Для детей, любящих загадки и головоломки, интересными покажутся вопросы такого рода (приведенный ниже текст грамматических задач следует предлагать ребенку в письменном виде и просить у него письменный ответ с устным доказательством);

—Две мамы купили 4 панамы. Одна мама купила белую панаму, а другая — розовые. Сколько панам купила каждая мама?

-Дети пошли на речку. Валя ловил рыбу, а Женя загорала. Сколько мальчиков и девочек было на берегу?

—Валя с Сашей ловили бабочек. Это мальчики или девочки?

—Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. Что он делал раньше — читал книгу или смотрел кино?

При работе с дошкольниками эти задачи помогают оценить уровень развития речи ребенка. Если ребенок 5-6 лет легко отвечает на такие вопросы, то по уровню речевого- развития он, безусловно, готов к школьному обучению. Если малыш еще не справляется с задачами такой сложности, не бегите в панике к логопеду. Просто почаще играйте с ребенком в учителя русского языка и другие речевые игры.

В перечисленных играх и в тех, которые по предложенным образцам вы придумаете сами, отработается техника чтения отдельных слов и словосочетаний. Ребенок, преодолев неуверенность, увидев, что начало получаться, согласится почитать и книжку, но не требуйте от него, чтобы он читал мелкий или нестандартный шрифт и более трех-четырех предложенийподряд. Помогите ему «одолеть» особо трудное слово: подскажите ближайший звук или слог. Начать можно с чтения стихов, где вы возьмете на себя основной текст, а для ребенка оставите чтение заключительной рифмы. Например:

Я захотел устроить бал 

И гостей к себе ПОЗВАЛ

Купил муку, купил творог, 

Испек рассыпчатый ПИРОГ

Пирог, ножи  и  вилки тут, 

Но что-то гости НЕ ИДУТ

Я ждал, пока хватало сил, 

Потом кусочек ОТКУСИЛ

Потом подвинул стул и сел 

И весь пирог в минуту СЪЕЛ

Когда же гости подошли, 

То даже крошек НЕ НАШЛИ

(Даниил Хармс)

Это как бы чтение с подсказкой. Немного сложнее: не просто прочитать рифму, но и выбрать ее из ряда предложенных слов.

-Догадайся, какое слово пропущено:

Нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«НАОБОРОТ».

Скажу я слово

ВЫСОКО,

А ты ответишь:

ВНИЗУ, НИЗКО, НЕВЫСОКО 

Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь:

ЗДЕСЬ, БЛИЗКО, РЯДОМ 

Скажу я слово ПОТОЛОК, 

А ты ответишь:

СТЕНЫ, ПОЛ 

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, 

И скажешь ты:

ВЗЯЛ, ДОСТАЛ, НАШЕЛ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ

Обучая ребенка чтению в игре, трудно установить равновесие между игровой свободой и жесткой обязательностью обучения, т. е. одновременно сполна удовлетворять игровые интересы ребенка и полностью выполнять программу намеченного «урока». В дидактических игровыхзаданиях по чтению (примеры этих заданий описаны в предыдущей главе) отсутствует развитие игрового сюжета, а есть лишь сюжетная заставка, подчиненная конкретной «учебной» цели, — добиться прочтения ребенком определенного количества слов. Здесь инициатива почти целиком принадлежит взрослому: условная игровая ситуация, конкретный набор слов для чтения и письма, форма выполнения задания — все это определяется ведущим, ребенку остается лишь исполнительская часть учебно-игрового действия. Такое положение не всегда устраиваетребенка, нередко бывает, что игровой сюжет, предложенный взрослым лишь как «заставка» к основному, учебному действию, ребенок развивает в чисто игровой манере, уклоняясь от внешних по отношению к игре правил чтения и записи слов. Так, пятилетняя Ксения, увидев карту леса (игра «Почтальон»), принимается благоустраивать жилища Зайца и Белочки:

-Здесь нужно зайке садик нарисовать, он будет гулять в нем, а где у него крылечко? Сейчас нарисую, такое красивое, разноцветное.

-Ксения, зайчик ждет посылку, а почтальон не может без твоей помощи найти его дом. Помоги почтальону, прочитай адрес.

-Нет, еще не пора, еще надо здесь на лужайке цветы нарисовать, белочка любит цветы, и столик у дерева сделаю, к  ней будут гости приходить, зайка

придет. Нарисуйте мне ежика,  он тоже с белочкой дружит, а дом у него будет во-о-т тут.

-Но как же, Ксюша, почтальон ведь так и не разнес посылки!

-А звери к нему сами придут. Сейчас они идут в гости к белочке, а потом пойдут вместе за посылками, я их все тут разложу, а здесь для почтальона- дом нарисую. Кто почтальоном будет? Пусть мишка. Он спать любит и никуда из дома не выходит.

Конечно же, далеко не всегда ребенок развертывает игровой сюжет подобным образом — прямо вразрез замыслам взрослого, но для отдельных детей чтение и запись слов остаются на периферии игрового сюжета, отношения игровых персонажей гораздо легче и естественнее развиваются не в письменной, а в устной речи. Та же Ксюша, надписывая конверт для Ослика,делает это в откровенно игровой манере — двумя росчерками карандаша.

-Ксения, что здесь написано, кто это сможет прочитать?

-Ослик и прочитает.

И действительно, Ослик тут же «прочитывает» все, что хотела написать ему Ксюша. Возражения взрослого здесь неуместны — условность игрового жанра вполне допускает такое как бы письмо и как бы чтение.

Если возникает такая иллюзорная ситуация обучения, выходом из нее может стать новая форма игры, в которой реально написанное слово — необходимое условие продолжения игрового сюжета.

Игра в «Страну Слов». Начиная игру, откройте ребенку главную тайну Страны Слов:  все предметы, люди, звери, речки и леса в этой стране невидимы, а чтобы они появились, надо, написать их названия. Когда название написано и написано правильно, предмет тут же возникает на листе бумаги (для этого вам необходимо запастись карандашом и постараться забыть о том, что ваши художественные возможности ограничены — по ходу игры придется рисовать самые неожиданные предметы). Если же слово написано неправильно, то предмет может получиться неудачным — сломанным, неудобным или несъедобным.

В игре  «Кто кого переупрямит» вы имеете возможность понаблюдать за реальным речевым развитием ребенка и потренировать его в легкости и точности подбора слов, противоположных по значению. Для игры в упрямцев надо вооружиться карточками, карандашами и песочными часами. Вы пишите на карточке любое слово, а ребенок должен на обороте написать «слово наоборот» (антоним) и сделать это, пока не истечет песок в часах. Если он успел, очко зачисляется ему, если не успел или не переупрямил вас (написал ВЫСОКО - ДАЛЕКО или МАЛЕНЬКИЙ - МАЛЬЧИК), то выигрываете вы. Для начала выбирайте слова полегче (СВЕТЛЫЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, ВНИЗУ, ХОЛОДНО). Потом усложняйте игру, вводя неэлементарные слова (ВЕЛИКАН, ГРАМОТНЫЙ, БОЛЕЗНЬ). И наконец, включайте в игру слова, не имеющие антонимов. Если ребенок укажет вам на «жульничество, он победит, а вы можете ликовать по поводу его сообразительности. Но если он порадует вас чем-нибудь вроде ПОРТФЕЛЬ —ПИДЖАК, КОШКА - МЫШКА, не унывайте. Просто заметьте эту маленькую слабинку в словесно-логическом развитии малыша и тем более продолжайте речевые игры.

На скорость стоит поиграть и в игру «Четвертый лишний» которая потренирует малыша не только в чтении, но и в логическом рассуждении. На карточках пишете слова типа СТОЛ, СТУЛ, ШКАФ, ПЛАТЬЕ. Ребенок должен за отведенное ему время прочесть 4 слова и вычеркнуть одно лишнее, «неподходящее к трем другим». Если он вычеркнет «платье», порадуйтесь его логичности и усложните набор слов, заботясь также и об обогащении словаря ребенка и приучая его задумываться о значении слов (ДУМАТЬ - ГОВОРИТЬ - РАЗМЫШЛЯТЬ - СООБРАЖАТЬ,ХРАБРЫЙ - ДРАЧЛИВЫЙ - СМЕЛЫЙ - ОТВАЖНЫЙ, ГРУСТНЫЙ -УНЫЛЫЙ - ПЕЧАЛЬНЫЙ - ДОЖДЛИВЫЙ ). Но если ребенок вычеркнул слово СТОЛ, так как «платье надо убрать со стула и повесить в шкаф», продолжайте игру на простых наборах слов (САПОГИ - ТУФЕЛЬКИ - САНДАЛИКИ, - САЧОК, КНИГА - РУЧКА - КУБИКИ - ТЕТРАДЬ).

Так в игры, направленные на обучение грамоте, органически вплетаются и другие задачи подготовки к школе: тренируются внимание и память, развиваются речь и мышление, воспитываются вкус и привычка к интеллектуальным занятиям.

Обезьянка очень довольна твоим угощением и хочет чем-нибудь помочь нам. Наш шар прохудился, надо заклеить дыры. Ты напиши слово КЛЕЙ, и тогда мы с обезьянкой сможем поставить заплаты на шаре. Какое несчастье! Клей пролился, и склеились все наши вещи: ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА - если ты их не расклеишь (не отделишь слова друг от друга черточкой), мы не сможем вернуться домой.

Спасибо, теперь все в порядке. Нам пора возвращаться. Обратный путь будет очень короткий, надо написать всего одно слово: ДОМОЙ!

Описанная здесь игра — это одновременно придумывание сюжета и его иллюстрация, а главное — управление игровым действием с помощью письма и чтения. По такому же принципу можно строить не только самые разнообразные путешествия («Через пустыню», «Джунгли», «Уиндейцев>, «В древнем городе> и пр.), но и разыгрывать любые другие сюжеты.

Игра «Гости». К нам скоро придут гости, а у нас еще ничего не готово. Смотри (показываете ребенку чистый лист бумаги), нет ни стола, ни стульев, ни посуды, ни угощенья. Надо скорей приниматься за работу. Какую мебель мы поставим в комнате? Напиши. У меня почему-то не зажигается люстра (ЛУСТРА), проверь, наверное, есть неисправность. Пока я буду расставлять в комнате все, что ты написал, сходи, пожалуйста, в магазин и принеси продукты. То, что нам понадобится, я перечислила в этом списке (масло, молоко, колбаса, сыр, печенье, конфеты, хлеб, бублики, лимонад...). Вот тебе листик бумаги, на нем ты нарисуешь продукты, которые я тебе заказала. Молодец, ты ничего не забыл, все необходимое принес. Теперь нам нужна посуда. Пиши все, что должно стоять на столе, а я буду накрывать на стол.

Так игра может продолжаться довольно долго, пока вашему ребенку и вам не наскучит отвечать на вопрос «Чем еще можно украсить комнату и порадовать гостей?»

Игра «Мой щенок». Какое животное ты бы хотел завести у себя дома? Собачку? Тогда придумай ей имя и напиши его. Теперь песик услышал, что ты его зовешь, и

бежит к тебе (здесь вы в меру своих умений рисуете на листе собачку). Вот твой Рекс, ты его хозяин. Рекс ждет, что ты его накормишь и поиграешь с ним. Где его миска? Ну, конечно, надо написать это слово. Чем мы наполним миску? Рекс еще маленький и любит молоко. Пишем: МОЛОКО. Песик поел молока и готов играть. Брось ему что-нибудь, палочку или мячик, и он принесет. Рекс почему-то не ищет твой мячик, может быть, ты неправильно написал это слово? Проверь. (МЯЧК). Какую букву ты пропустил? Рекс отыскивает любой предмет, но только если название предмета написано правильно. Вот смотри, что я ему сейчас брошу: ПРУТИК. Как тыдумаешь, он найдет? Конечно, нашел (рисуете прутик на листе бумаги). А теперь спрячь на обратную сторону листа какие-нибудь предметы. (Напиши их названия.) Мы посмотрим, что Рекс сумеет отыскать. (Рекс «находит», а вы тут же рисуете предметы по правильным словам. Остаются только слова с ошибками, отыскать ошибки — задача уже не Рекса, а самого ребенка. ) Вы с Рексом хорошо потрудились. Я предлагаю вам награду: КОСТОЧКА, КОНФЕТА. Что ты выберешь себе? Рекс устал, он бы с удовольствием уснул, но ему не на чем спать. Что тыпостелешь Рексу? Правильно, КОВРИК.

«Путешествие в Страну гномов».

Путешествие в Страну гномов будет необычным: туда не добраться на поезде, корабле или на самолете. Попасть в эту страну может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших вещей делать маленькие. Этот "секрет я тебе открою, вернее, ты его откроешь сам. Но сначала вспомни, каким именем называет тебя мама, когда обращается к тебе как к маленькому? Ему конечно, она говорит не Миша, а Мишенька. Правило волшебногопревращения предметов очень простое: чтобы изменить предмет, сделать его маленьким, нужно изменить. Ты уже догадался? Правильно: слово, которое называет этот предмет. Давай потренируемся, я буду называть большой предмет, а ты называй такой же, только маленький. Но ошибка ошибке рознь. Для вашего ребенка еще не пришла пора занятий орфографией. Пока что он имеет право писать так, как слышит (вы сами научили его хорошо слышать звучание слова). И если он написал НОШ (вместо НОЖ) или САБАКА (вместо СОБАКА), не спешите обрушивать на него всю орфографическую премудрость: большинства объяснений он еще не поймет, но начнетчувствовать себя крайне неуверенно при записи слов. На этом этапе обучения недопустимы лишь ошибки, искажающие звучание слова, — пропуски, перестановки, грубые замены букв (вместо НОЖ — НОМ). И именно такие грубые ошибки (но ни в коем случае не ошибки в безударных гласных и сомнительных согласных) нарочно делает взрослый, приучая ребенка контролировать свою запись.

Игру можно строить как путешествие в Страну Слов.

—На чем мы отправимся в путешествие? Хочешь лететь на воздушном шаре? Тогда надо написать слово ШАР. Чтобы не ошибиться (ведь если ошибешься, в шаре могут оказаться дыры), сначала протяни все звуки в этом слове, первый, второй и третий: ШШШ - АААА - РРРР.Теперь слово получится правильное, а значит, и шар выйдет надежный (рисуете вместе с ребенком воздушный шар).

Шар готов, но он летит очень медленно, потому что нет ветра.

— Ну-ка, давай устроим ветер (вы пишете слово ВЕТЕР с ошибкой - ВТЕР). Почему-то ветер не дует, в чем тут дело? Проверь мое слово, может быть, оно неправильно написано?

После того как ребенок прочитывает и исправляет слово ВЕТЕР, вы дружно дуете, и воздушный шар стремительно «летит» вперед.

—Я знаю, что под нами сейчас должно быть море, хотелось бы на него посмотреть. Ты помнишь, что для этого надо сделать?

Вслед за словом МОРЕ на бумаге появляются ВОЛНЫ, рядом вы пишете: КИТ, ДЕЛЬФИНЫ, КРАБ.

—Кто будет жить в нашем море? Прочитай эти слова. А кого бы ты хотел еще здесь поселить? (Помогаете ребенку  вспомнить  и  написать  имена разнообразных обитателей моря.)

—Посмотри, что натворила акула? Она набросилась на слова и откусила от каждого по букве. Вот что осталось:ВОДОРО-ЛИ, КРА-, -КРА (водоросли, краб, икра).

—Догадайся, какие это были слова. Давай допишем их и вернем в море все, что пыталась съесть акула.

Когда море уже достаточно густо заселено, вы объявляете тревогу:

—Внимание, опасность! Наш шар быстро опускается вниз, и чтобы не упасть в море, надо срочно выбросить лишний груз (грузом, по желанию ребенка, могут быть любые предметы; главное, чтобы их названия были написаны правильно). Теперь шар снова летит вверх, опасность миновала. Прислушайся, откуда такой шум? Щебет, хлопанье крыльев, писк? Наверное, мы попали в стаю птиц. Давай на них посмотрим. Напиши, каких птиц ты бы хотел увидеть. Вот птицы, которые летят клином, прочитай, кто это:

—Раз мы встретили много птиц,  значит,  где-то неподалеку должна быть земля. Сейчас мы ее увидим. Прочитай:  ОСТРОВ (рисуйте голый необитаемый остров). Наш шар приземлился, но на острове ничего нет, даже воды. Что же делать? Правильно, написать слова. Так мы посадим деревья с вкусными плодами, цветы, откроем родник. Только мы написали слова БАНАН, АНАНАС, как рядом появилось новое слово: ОБЕЗЬЯНА. Прочитай его. Обезьянка, наверно, очень голодная, поэтому она появилась на острове, не дожидаясь приглашения. Надо ее поскорей накормить. Какие лакомства для обезьян ты знаешь? Напиши названия фруктов, которые ты любишь, они понравятся и обезьянке.

Обезьянка очень довольна твоим угощением и хочет чем-нибудь помочь нам. Наш шар прохудился, надо заклеить дыры. Ты напиши слово КЛЕЙ, и тогда мы с обезьянкой сможем поставить заплаты на шаре. Какое несчастье! Клей пролился, и склеились все наши вещи: ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА - если ты их не расклеишь (не отделишь слова друг от друга черточкой), мы не сможем вернуться домой.

Спасибо, теперь все в порядке. Нам пора возвращаться. Обратный путь будет очень короткий, надо написать всего одно слово: ДОМОЙ!

Описанная здесь игра — это одновременно придумывание сюжета и его иллюстрация, а главное - управление игровым действием с помощью письма и чтения. По такому же принципу можно строить не только самые разнообразные путешествия («Через пустыни», «Джунгли», «Уиндейцев», «В древнем городе» и пр. ), но и разыгрывать любые другие сюжеты.

Бытовой сюжет. Игра «Гости». К нам скоро придут гости, а у нас еще ничего не готово. Смотри (показываете ребенку чистый лист бумаги), нет ни стола, ни стульев, ни посуды, ни угощенья. Надо скорей приниматься за работу. Какую мебель мы поставим в комнате? Напиши. У меня почему-то не зажигается люстра (ЛУСТРА), проверь, наверное, есть неисправность. Пока я буду расставлять в комнате все, что ты написал, сходи, пожалуйста, в магазин и принеси продукты. То, что нам понадобится, я перечислила в этом списке (масло, молоко, колбаса, сыр, печенье, конфеты, хлеб, бублики, лимонад...). Вот тебе листик бумаги, на нем ты нарисуешь продукты, которые я тебе заказала. Молодец, ты ничего не забыл, все необходимое принес. Теперь нам нужна посуда. Пиши все, что должно стоять на столе, а я буду накрывать на стол..

Так игра может продолжаться довольно долго, пока вашему ребенку и вам не наскучит отвечать на вопрос «Чем еще можно украсить комнату и порадовать гостей?»

Игра «Мой щенок». Какое животное ты бы хотел завести у себя дома? Собачку? Тогда придумай ей имя и напиши его. Теперь песик услышал, что ты его зовешь, и

бежит к тебе (здесь вы в меру своих умений рисуете на листе собачку). Вот твой Рекс, ты его хозяин. Рекс ждет, что ты его накормишь и поиграешь с ним. Где его миска? Ну, конечно, надо написать это слово. Чем мы наполним миску? Рекс еще маленький и любит молоко. Пишем: МОЛОКО. Песик поел молока и готов играть. Брось эму что-нибудь, палочку или мячик, и он принесет. Рекс почему-то не ищет твой мячик, может быть, ты неправильно написал это слово? Проверь. (МЯЧК). Какую букву ты пропустил? Рекс отыскивает любой предмет, но только если название предмета написано правильно. Вот смотри, что я ему сейчас брошу: ПРУТИК. Как тыдумаешь, он найдет? Конечно, нашел (рисуете прутик на листе бумаги). А теперь спрячь на обратную сторону листа какие-нибудь предметы. (Напиши их названия.) Мы посмотрим, что Рекс сумеет отыскать. (Рекс «находит», а вы тут же рисуете предметы по правильным словам.Остаются только слова с ошибками, отыскать ошибки — задача уже не Рекса, а самого ребенка. ) Вы с Рексом хорошо потрудились. Я предлагаю вам награду: КОСТОЧКА, КОНФЕТА. Что ты выберешь себе? Рекс устал, он бы с удовольствием уснул, но ему не на чем спать. Что тыпостелешь Рексу? Правильно, КОВРИК.

Сказочный сюжет. «Путешествие в Страну гномов».

Путешествие в Страну гномов будет необычным: туда не добраться на поезде, корабле или на самолете. Попасть в эту страну может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших вещей делать маленькие. Этот секрет я тебе открою, вернее, ты его откроешь сам. Но сначала вспомни, каким именем называет тебя мама, когда обращается к тебе как к маленькому? Ему конечно, она говорит не Миша, а Мишенька. Правило волшебногопревращения предметов очень простое: чтобы изменить предмет, сделать его маленьким, нужно изменить. Ты уже догадался? Правильно: слово, которое называет этот предмет. Давай потренируемся, я буду называть большой предмет, а ты называй такой же, только маленький:

Дом — ...(домик). Лес — ...(лесок). Дерево — ...(деревце). Человек — ...(человечек). Рыба — ...(рыбка). • Палка — ...(палочка).

—Теперь ты сумеешь превратить себя в маленького человека. Напиши, как тебя будут звать, не забудь уменьшить и свою одежду - рубашку, брюки, ботинки (по мере того как ребенок пишет слова, вы рисуете его портрет). Ну вот, такого малыша гномы не побоятся пустить в свою страну.

Дальше вся игра может строиться как заполнение карты Гномии: вы рассказываете ребенку о главных достопримечательностях этой страны (добром дракончике, подземных озерцах с серебряными и золотыми рыбками, рощицах с карликовыми деревьями и пр.) и затем вместе с ребенком наносите их на карту. Вслед за Гномией вы можете побывать в Стране великанов. Для этого нужно научиться «увеличивать» предметы, соответственно изменяя слова (дом — домище).

Успешность ваших занятий с ребенком будет зависеть не только от самого игрового сюжета — насколько он увлекателен, отвечает интересам и склонностям ребенка, но и от уровня сложности заданий, длительности игры, игровой инициативы ребенка. Переизбыток сложных слов может вызвать у ребенка утомление, потерю интереса к игре. Если вы заметили, что ребенок в игре рассеян более обычного, задает посторонние вопросы, значит, пора сделать перерыв или продолжить игру, но уже с куклами. Не стремитесь во что бы то ни стало выполнить «урок» — прочесть и написать все намеченные слова за одно занятие. Лучше часть слов оставить для самостоятельного задания, оно может выглядеть как подготовка к игре.

—Завтра мы с тобой отправимся в путешествие на Северный полюс. К нему надо как следует подготовиться. Один из нас должен собрать провизию, а другой — теплые вещи. Что ты выбираешь? Пожалуйста, сложи все необходимые вещи в этот рюкзак (здесь вы даете ребенкуконверт и небольшие листики бумаги, на которых он напишет названия предметов). Если будет много ошибок, вещи окажутся негодными, и нам придется отказаться от путешествия. А можно упростить работу ребенка, усложнив при этом собственную работу.

Задания такого типа можно включать в каждую игру. Важно, чтобы ребенок действительно выполнял их сам, без вашего прямого участия. Вовсе отказывать малышу в помощи, конечно, не стоит. Но когда вы даете ему самостоятельное задание, не будьте слишком снисходительны к его просьбам и даже требованиям «давай сделаем вместе». Если ребенок и в самом деле не может одолеть трудное слово, подскажите ему следующий звук, букву, но не читайте и не пишите слово за него. То же и в самой игре — оставляйте место для самостоятельности, игровой инициативы ребенка, не заменяйте его планов своими,  пусть даже более увлекательными. Почаще спрашивайте о его «путевых впечатлениях», ищите его совета в трудных ситуациях ваших странствий, отправляйте его в разведку: «Поезжай вперед сам и выясни, не ждет ли нас там новая опасность». Cделай все возможное, чтобы ребенок жил игрой, а следовательно, развивался.

Информирование законных представителей детей с ОПФР  по своевременному информированию о возможностях получения ранней комплексной помощи

Для оказания ранней комплексной помощи детям с ОПФР во всех центрах созданы кабинеты ранней комплексной помощи, из них в 11 центрах (Бешенковичский, Глубокский, Городокский, Миорский, Оршанский, Полоцкий, Поставский, Шарковщинский, Шумилинский, Витебский и Новополоцкий) оборудованы отдельные кабинеты ранней комплексной помощи, в девяти центрах – кабинеты совмещены с кабинетами диагностики и кабинетами специалистов. ... В кабинетах имеются зоны для диагностической и коррекционно-развивающей работы, зоны для индивидуального консультирования родителей. Материально-техническое оснащение кабинетов ранней комплексной помощи в ЦКРОиР.

__________________________________________________________________________________________________

Пункт коррекционно-педагогической помощи

  1. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Кодекса Республики Беларусь об образовании учащийся с нарушениями речевого и (или) психофизического развития зачисляется на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которое содержит рекомендацию об оказании ему коррекционно-педагогической помощи в текущем учебном году.

    Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

    Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи учителем-дефектологом направлена на:

    o изучение индивидуально-типологических особенностей, обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

    o исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному освоению обучающимися содержания образовательных программ общего среднего образования;

    o предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизиологического развития у обучающихся;

    o формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

    o повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), коммуникативной деятельности;

    o формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

    Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой (5-6 человек) или подгруппой (2-4 человека) обучающихся. 

    Занятия по оказанию коррекционно-педагогической помощи проводятся в отдельном кабинете, пространство в котором организованно с учётом потребностей обучающихся.
  • Почему не стоит бояться учителя-дефектолога
    Проблема боязнь родителей учителя-дефектолога важна тем, что зачастую, ребенок, который нуждается в помощи, оказывается без нее, так как родитель боится привести своего ребенка к учителю-дефектологу, потому что боится некого «клейма» на своем ребенке.

    Однако не стоит бояться учителя-дефектолога. Но если есть проблема, ее нужно решать, иначе она расширится и разрастется. От нарушения звукопроизношения и заканчивая трудностями в обучении ребенка. Конечно же, родители понимают, что в некоторых случаях нельзя обойтись без логопеда (учителя-дефектолога), например, когда у ребенка просто нет какого-то звука, потому что у него дислалия, или дизатрия, или имеется нарушение темпо-ритмической стороны речи такие как, например, заикание. Это нарушение устной речи и родители видят эту проблему и обращаются к учителю-дефектологу (логопеду).

    Все гораздо сложнее, когда у ребенка нарушение письменной речи или проблемы в учебе. Сложность заключается в том, что родители считают, что с увеличением времени на письмо или на решение примеров по математике, проблема решится, однако этого зачастую не происходит и у ребенка. Ко всему прочему начинаются проблемы с поведением. Это происходит потому, что ребенок находится в состоянии постоянного неуспеха и как следствие стресса. Вот в такой ситуации и нужен специалист – учитель-дефектолог. Он поймёт проблему вашего ребенка, именно учителя-дефектологи владеют специальными методиками обучения и коррекции познавательной деятельности у детей с особенностями психофизического поведения. Например, когда ребенку выставляется диагноз трудности обучения, при работе с дефектологом это почти 100% успех, и в старших классах ребенок продолжает свое обучение, не имея тех проблем, которые были ранее. При нарушении письменной речи так же поймет проблему ребенка и поможет ее решить. Конечно, в успехе ребенка играет важную роль и тесная взаимосвязь работы учителя-дефектолога и родителя. Так работа, которую начинает специалист, должна продолжаться и дома. Это и есть залог успеха вашего ребенка.

    Вот почему не стоит бояться кабинета с табличкой «учитель-дефектолог». Там Вас выслушают, поймут и, конечно же, помогут.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.