Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

Для педагогов

Дата: 12 декабря 2016 в 13:38, Обновлено 11 октября в 11:55

График работы

учителя - дефектолога

Бурец Оксана Владимировна

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

8.00 – 14.00

8.00 – 14.05

9.00 – 13.05

8.05 – 13.05

8.00 – 12.30

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-дефектологу.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии:

Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие, свистящие – шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове; повторение букв и (или) слогов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

Если Ваш ребенок левша.
Если он - переученный правша.
Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее бучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, a-о, е-э, д-у.
Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит.
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные; свистящие и шипящие звуки ц, ч, щ.
Пропуски букв, слогов, недописывание слов.
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Есть несколько упражнений, которые можно выполнять дома. Они помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшаетс

  • Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Ребенок, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

    Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

    Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
    Затруднения в восприятии написанной информации;
    Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения);
    С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
    Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
    Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
    СДВГ – Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.
    Признаки дислексии:

    Ребенок часто трет глаза, немного косит;
    Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
    Очень быстро устает;
    Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
    Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
    Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
    При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
    Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
    В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
    Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
    Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.
    Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

    Диагностика дислексии

    Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

    Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

    В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

    Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи.

    Причины дислексии

    Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

    Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.