Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

Родителям

Дата: 7 декабря 2016 в 19:28, Обновлено 26 сентября 2017 в 23:20

          КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Обычно от поступления ребёнка в школу родители ожидают очень многого. Нам кажется, что 1-го сентября наш ребёнок, как по волшебству, изменится, станет «настоящим первоклассником»: будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учёбой, а не игрой. Но что же происходит в реальности?
Никаких волшебных изменений с ребёнком не случается. И второго, и третьего, и десятого сентября он остаётся всё тем же вчерашним дошкольником. Родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем наш малыш станет настоящим школьником.
Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребёнок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время выполнения домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Подобные требования являются реальными и абсолютно выполнимыми для ребёнка. От нас же требуется предъявить ему разумные ограничения в том, что касается учёбы (понятно, что школа и домашние задания требуют всё-таки школьных форм поведения и более серьёзного отношения) и терпимо относиться к проявлению «дошкольничества».


Многим детям в период адаптации к школе свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребёнка с возрастом уменьшается, но если стараться её искоренить, это не принесёт никакой пользы первокласснику. У каждого ребёнка свой темп развития, и каждый перестаёт играть в своём возрасте.
Очень важно опираться на желание первоклассника учиться. Как правило, большинство детей идёт в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родители искренне интересуются школьной жизнью ребёнка, расспрашивают его о школе, делятся с ним своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребёнка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребёнка, как хвалить его или ругать?
На начальном этапе адаптации к школе для ребёнка особенно необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для первоклассника особенно важно поощрение родителей. Но хвалить ребёнка – это не просто называть его молодцом или умницей. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребёнка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим первокласснику: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребёнок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребёнка хвалят, и ему трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.
Конечно, школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ребёнку возможность выразить негативные чувства. Если мы говорим: «Не расстраивайся! Что ты злишься? Как ты можешь так говорить?!» - мы тем самым усиливаем стресс и отдаляемся от ребёнка. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть трудным, мы поможем ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Сказав ребёнку: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Давай вместе подумаем, как исправить ситуацию», - мы оказываем ребёнку необходимую эмоциональную поддержку, выражая ему своё понимание.
Начало обучения в школе для первоклассника – это прежде всего большие нагрузки. Даже, если ребёнок посещал прогимназию или класс подготовки к школе, школьный режим для него внове. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания – всё это создаёт значительное напряжение для нервной системы ребёнка. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребёнка – скорее всего, признак переутомления. Иногда ребёнок сам говорит, что он устал. Как же можно избежать переутомления?
Прежде всего, необходимо создать для ребёнка щадящий режим. Ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребёнка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время – не более полутора часов).
Если ребёнок сильно устаёт, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребёнок бывал на улице.
И, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отведённое на приготовление уроков, не должно превышать 1 часа. Лучше, если ребёнок занимается в течение получаса, после чего следует физкультминутка. Возможно, домашнее задание не будет выполнено идеально.
Но давайте задумаемся, что для нас важнее: здоровье ребёнка или одна безупречно написанная строчка?
Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что вам не хватает терпения, выдержки, когда вы занимаетесь с ребёнком. Порой вы забываете, как трудно осваивать совершенно новую деятельность

                                                                                         

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.