Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Дата: 12 октября в 00:03, Обновлено 12 октября в 00:09

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

(Материалы II городской научно-практической интернет-конференции с международным участием «Педагогическая наука и образовательная практика: традиции и инновации», г. Минск, 01-10.10.2018)

Атрахимович Иван Иосифович, руководитель НОУ "ЛОГОС" ГУО «Средняя школа №21 г. Витебска», магистр педагогических наук

В настоящее время образование ставит перед собой задачу всестороннего развития личности обучающегося. Традиционная урочная деятельность направлена на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, т.е. на развитие репродуктивных способностей в обучении. Тем не менее, всё чаще возникает потребность развития у учащихся способности к самостоятельной познавательной деятельности, умения анализировать и обобщать свой опыт и знания.

Важное место в обучении различным предметам в средней школе занимает организация исследовательской деятельности учащихся: при подготовке обучающихся к участию в конкурсах работ исследовательского характера, научно-практических конференциях, при написании рефератов, тезисов, эссе и т.д.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской и поисковой деятельности даёт возможность наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности. Однако анализ содержания работ исследовательского характера учащихся, представленных на различных конкурсах и конференциях, показывает, что зачастую учащиеся испытывают затруднения при формулировке цели, обосновании гипотезы, осуществлении поиска и анализа необходимой литературы. Также у обучающихся возникают трудности при написании и оформлении научно-исследовательских работ.

Цель школьного исследования – приобретение первоначальных навыков проведения исследования, развитие творческого мышления, приобретение новых и личностно значимых для конкретного учащегося знаний.

Исследовательская деятельность может быть построена по следующему алгоритму:

- выбор темы исследования;

- работа над исследованием;

- оформление исследовательской работы;

- защита (презентация) исследовательской работы, публикация результатов исследования в научно-практических журналах, сборниках конференций;

- подведение итогов и оценка деятельности учащегося.

Важным является вопрос выбора темы исследования. Существуют определённые правила, которые следует соблюдать на данном этапе работы:

- тема должна быть интересна учащемуся;

- тема должна быть выполнима;

- исследование по данной теме должно быть выполнено за определённый срок (например, в течение одного учебного года);

- учащийся должен осуществлять исследование по данной теме добровольно;

- учитель (руководитель) должен быть компетентен в тематике данного исследования;

- тема должна иметь информационную и материальную базу для своего выполнения [1, стр. 24].

Работу над исследованием можно организовать на различных уровнях сложности в зависимости от степени готовности ученика к данному виду работы. Так, на первом уровне можно предложить работу по поиску информации для написания группового проекта. На втором уровне учащиеся не только изучают первоисточники, но и проводят исследования, получают экспериментальные данные. На третьем уровне в исследовательской работе требуется не только практическая направленность выбранной темы, но и собственные предложения по проведению экспериментов, формирование собственных выводов по результатам исследования. Исследовательскую деятельность необходимо организовывать с учётом степени готовности учащегося к данному виду деятельности. В связи с этим, для оптимального развития творческих способностей учеников и организации исследовательской деятельности необходимо знать их уровень развития и направленность интеллектуальной сферы.

Учащемуся и учителю нужно ответственно подходить к вопросу оформления исследовательской работы. Организаторы научно-практических конференций зачастую выдвигают определённые требования к оформлению работы, в частности, к структурным элементам работы, форматированию текста, оформлению изображений и списка литературных источников. Оформлять работу необходимо согласно требованиям, изложенным организаторами конференции в организационном письме.

Учащемуся важно уметь защитить свою работу. Защита работы проходит в течение 7-10 минут, в течение которых учащийся даёт обоснования для проведения исследования, объясняет, почему он выбрал именно эту тему, чему он научился в ходе исследования, какие получены результаты и сделаны выводы.

Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащегося. Данная работа связана с открытием новых для него знаний и возможностей, в приобретении учащимся навыков исследования как способа освоения действительности. Она повышает самооценку, уверенность в себе, порождает чувство удовлетворённости от полученного результата. В ходе исследовательской деятельности учащиеся приобретают умения критически мыслить, творить, умения и навыки исследовательского поиска, необходимые для развития творческой личности, стремящейся к новым знаниям.

1. Галузо, И.В. Организация исследовательской деятельности школьников на базе учебно-научно-консультативного центра «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова - ГУО «Новкинская средняя школа Витебского района» / И.В. Галузо, О.М. Трубловская // Современное образование Витебщины. - 2013. - № 2. - С. 21-29.

2. Зенкова, Т.С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе на уроках физики / Т.С. Зенкова // Вестник ТГУ. – 2004. - Т.9, вып. 1. – С.166-167.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.