Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

Советы психолога

Дата: 10 ноября 2015 в 16:51, Обновлено 28 августа в 09:16

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе.

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Безусловное принятие ребенка: что это?

Родителям задается вопрос: «За что мы любим своих детей?» Мы не можем сказать, почему мы любим своих детей, мы их любим просто потому что они наши дети, а мы их родители. Это называется безусловной любовью. И такая любовь есть только у родителей к детям и у детей к родителям, всех остальных людей в своей жизни мы, так или иначе, выбираем в «объекты своей любви» за что-то, и если это «что-то» вдруг исчезает, и человек перестает соответствовать тому образу, который мы нарисовали, любовь может и пройти, и мы отказываемся от такого друга или спутника жизни. «А что бы вам хотелось изменить в своих детях?» Несмотря на то, что мы любим детей такими, какие они есть, родители все равно пытаются сделать так, чтобы ребенок соответствовал их ожиданиям. И часто это те ожидания, которые не смогли реализовать родители в своей жизни. Они как бы пытаются самоутвердиться через своих детей. Например, человек, желавший стать футболистом, но по каким-либо причинам не реализовавший свою мечту, настаивает на посещении сыном футбольной секции, хотя того, может быть, привлекает рисование или музыка и наоборот. Это первая и очень серьезная ошибка в воспитании, которая может в дальнейшем вылиться в конфликте взаимоотношений. Подумайте, не основано ли ваше желание, чтобы ребенок занимался тем или иным делом на вашей собственной невозможности в свое время им заняться и предоставьте ребенку свободу выбора, т.е. примите то, что интересно ему. Возможно, это позволит вам избежать многих проблем в будущем. Второй не менее важной проблемой является желание родителей, чтобы их дети хорошо учились. Это естественное, вполне объяснимое желание. Но здесь надо учитывать способности ребенка и его личностные особенности. Не надо перезагружать ребенка и устраивать профилактический «скандал» по поводу полученной четверки, а не девятки. Постарайтесь уяснить, что тройка или четверка- это не неудача, а достижение ребенка, это его заслуга. Посоветуйтесь с классным руководителем, может ли ребенок учиться лучше или он прилагает достаточно усилий. И если это так, то примите имеющиеся достижения как самые ценные, не давите и не ругайте ребенка, в противном случае вы рискуете отбить у него желание учиться. Вообще, не пытайтесь «слепить» из своего ребенка что-то удобное для вас. Примите его таким, какой он есть, с его особенностями, интересами и возможностями. Любите его самого, его индивидуальность, его достоинства, а самое главное научитесь любить его недостатки и, сталкиваясь с ними не забывайте о том, что он каждый день мирится с вашими. Приняв все вышесказанное, вы получите самого благодарного и любящего вас безусловной любовью сына или дочь.

Стратегии семейного воспитания, ведущие к конфликтам

Часто сложности в общении, межличностные конфликты в семье возникают из-за чрезмерного родительского контроля поведения, учебы ребенка, его выбора друзей и т.д. Следует остановиться на распространенных стратегиях семейного воспитания, определяющее возникновение конфликтных отношений ребенка с родителями. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснить причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем иногда не совсем корректно. Ситуация усложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоциональной холодностью и отвергающим отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Ребенок боится, о чем-либо спросить или что-нибудь рассказать, в итоге развивается склонность ко лжи. Кроме того, подобный стиль воспитания ведет к нарушению самооценки ребенка, он становится неуверен в себе, боязлив, ослабляется иммунитет – все это последствия внутреннего конфликта, т.к. ребенок в силу своего возраста не может противостоять родителям. Но будьте уверенны, что если ребенок не окончательно замкнется в себе, то родители «пожнут плоды» своего стиля воспитания в подростковом возрасте ребенка, когда он из «тихой мышки» превратится в бунтаря, перечащего родным по любому поводу и потерявшим уважение к ним. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипопротекция – также неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение их становится неконтролируемым. А дети нуждаются в опоре и поддержке, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Наличие определенных правил и обязанностей развивает у ребенка ответственность, самостоятельность, умение отвечать за свои поступки. Однако правила должны быть обоснованны, последовательны и ясны ребенку. Гиперпротекция – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанная на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Растя в «тепличных условиях» ребенок оказывается не готов, к тем жизненном сложностям, которые ждут его в будущем, часто плаксив. Трудности возникают и в завышенных ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, у ребенка обычно утрачивается духовная близость. Конфликты возникают при непоследовательности требований, когда от ребенка ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Детская агрессия. Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность проявляется у детей? - Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание. - Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др. - Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя». - Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо. - В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки , соперничество. - У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия ( сплетни, критика, угрозы, ругань ). Всегда ли это плохо? Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни. Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений. Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

- как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия. - как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.

- Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы). Когда нужна помощь специалиста? Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка: Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога. Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. - Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их. - Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п.. - Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости. - Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения. - Не прибегайте к физическим наказаниям. - Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов ,,мести,,. Лечение агрессивности Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка ,,испорченным,,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным. От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.