Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

Учителям

Дата: 7 декабря 2016 в 19:29, Обновлено 10 октября в 14:25

Учет психологиче6ских особенностей учащихся при организации процесса обучения.
Проблемность процесса обучения возникает не только из-за большого количества информации, которую ученикам необходимо осмыслить и запомнить, но и из-за необходимости учитывать психологические особенности учащихся на всех этапах обучения.
Психологические особенности учащихся принято рассматривать с трех позиций: характер, темперамент, особенности «нервной системы». Однако темперамент, свойства нервной системы – это далеко не полные характеристики, которые необходимо учитывать при организации процесса обучения. При обучении необходимо учитывать также тип восприятия, мышления, стрессоустойчивость, стиль обучения ученика (индивидуально-своеобразный способ усвоения информации в учебной деятельности). Внимательное отношение к стилям обучения – не самый простой способ помощи учащимся, но на сегодняшний день самый эффективный. Ни один метод не подходит для всех учащихся. Редко в учебных планах учитель учитывает более одного стиля обучения. Поэтому именно на учителя ложиться ответственность за изменения и дополнения планов с тем, чтобы гарантировать успех в учении всем учащимся.
Учет интересов, склонностей и способностей учащихся, подчинение содержания обучения потребностям школьников – это тезис, лежащий в основе дифференциации в обучении школьников. Трудность состоит в адаптации методики преподавания к многообразию индивидуальных особенностей учащихся.
Качественные характеристики и мера выраженности познавательных способностей учеников, которые необходимо учитывать в образовательном процессе:
1. Экстраверсия – интроверсия
Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению, сдержанны, сближаются с немногими, поэтому имеют мало друзей. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, общительны, имеют много друзей, склонны к вербальному общению, не любят уединенное чтение или учебу в одиночестве. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. 
Учитель, который уделяет много внимания активности учеников на уроке, невольно нарушает условие равенства. Экстраверты в этом случае получают преимущество. При ответе на вопрос интроверты никогда не будут проявлять активность, даже если уверены в ответе. Здесь очень важно понять, что интровертам необходимо все делать в своем собственном ритме, не торопясь. Экстраверты, напротив, излишне многословны, не любят монотонных заданий, требующих долгого выполнения, поэтому их часто обвиняют в недисциплинированности и непослушании. 
Создание баланса учебной деятельности на уроке с учетом экстраверсии-интроверсии
Стиль Организационные формы обучения Стратегии обучения
Экстраверт Беседа, чтение учебного материала, развернутый ответ по теме, подготовка доклада, устный опрос, интервью Работа в группе.
Работа в паре сменного состава.
Интроверт Лекция, сообщение учителя, самостоятельный анализ материала, конспектирование, тезирование, письменные ответы на вопросы. Работа в одиночку.
Работа в библиотеке.
2. Рефлексивность – импульсивность.
Импульсивный ученик учится методом проб и ошибок, отличается быстрой реакцией. Рефлексивный – требует времени на усвоение и обработку информации. Если учитель импульсивен, он ожидает немедленных ответов, и некоторые ученики готовы их дать. А рефлексивному ученику нужно время, чтобы подумать и проанализировать информацию, связать ее с той, которую он уже имеет. Ему нужно иметь возможность понаблюдать за другими учащимися, оперирующими этой информацией. Рефлексивные учащиеся показывают лучший результат, когда вначале могут изучить вопрос, дать на него ответ, а потом проверить знания с помощью теста.
Стиль обучения ученика можно достоверно определить, предложив ему два теста на одну тему, но с фиксированным и неограниченным сроком выполнения. Рефлексивный ученик гораздо лучше выполнит тесть второго типа, даже если задания тестов будут практически идентичны.
Создание баланса учебной деятельности на уроке с учетом рефлексивности – импульсивности
Стиль Организационные формы обучения Стратегии обучения
Импульсивный Мозговой штурм, деятельность, требующая быстрой реакции, ролевые игры, проверки на уроке, соревнование. Работа с фиксированным сроком выполнения
рефлексивный Работа в малых группах, деятельность, требующая отсроченной реакции, чтение журналов, проверки после урока, обучение других. Письменные работы с неограниченным сроком выполнения
3. Доминирование полушарий головного мозга.
Каждый человек обладает функциональной ассиметрией полушарий мозга. Ученики с доминированием правого полушария предпочитают образность, обобщение, синтез, музыку и искусства, а с доминирующим левым полушарием предпочитают детали, анализ, словесность и науки. Для дифференцированного подхода к учебной деятельности необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, деятельности, речи, эмоций, памяти и внимания правополушарных и левополушарных учащихся. Левое полушарие мозга раскладывает информацию по полочкам, одно за другим, впитывает ее в логически упорядоченной последовательности, по порциям. Этому полушарию трудно уловить целостную картину. Правое полушарие мозга накапливает информацию одномоментным, целостным образом. Ему приходится трудно, когда оно получает информацию по кусочкам – если только ему не позволяют «увидеть» общую картину. Оба полушария одинаково важны. Необходимо развивать их. Школьные методики развивают, как правило, левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако именно правое полушарие ответственно за творческое мышление ребенка. Нужно учитывать, что правое полушарие успешно справляется с невербальными пространственными задачами. Поэтому важно не заставлять детей использовать языковые средства как способ мышления, необходимо больше внимания уделять творческому мышлению и применению знаний к реальным ситуациям.
Учитывая целостность восприятия правополушарных детей, необходимо разработку новой темы начинать с демонстрации схемы, включающей все элементы последующей информации. Левополушарные дети при аналитическом типе восприятия материала все усваивают легче поэлементно с последующим синтезом.
Для создания ситуации успеха на уроке желательно выполнить следующие условия:
• Определить стиль учебной деятельности каждого ученика в классе и дифференцировать учащихся на малые группы;
• Выяснить психофизиологическое место в классе каждого ученика;
• Определить, какие стили учебной деятельности входят в усредненный стиль класса;
• Выяснить, кто не соответствует усредненному стилю большинства;
• Определить стиль преподавания и отметить случаи его несоответствия со стилями учебной деятельности учащихся;
• Добиться соответствия учебных материалов стилю учащихся;
• Определить группы риска учащихся. 
• Активизировать их включение в учебный процесс, творчески использую возможности работы в малых группах, индивидуальные домашние задания, консультирование и т.д.
Золотое правило: новый материал дается тогда, когда созданы все условия для его усвоения и когда у ученика сформулирован способ для решения новой учебной задачи.

Болезнь века
Синдром хронической усталости

СХУ как самостоятельное заболевание выделили недавно. Причина его – перегрузка нервной системы. Симптомы: быстрая утомляемость, слабость, раздражительность. Вечером ты валишься с ног, а ночью – бессонница, или спишь до 11, а встаешь с ощущением, что не выспалась. Пропадает аппетит, появляется апатия, равнодушие, начинает мучить чувство неудовлетворенности собой, своими близкими, вообще жизнью.
Стоп! Если хотя бы два из вышеперечисленных симптома преследуют тебя постоянно - принимай меры.
Скорая помощь (если данные меры вам помогут, то болезнь не успела зайти далеко, если нет – похода к врачу не избежать):
- попробуй отрегулировать свои эмоции. Поговори с близкими, друзьями о своих неприятных ощущениях, посоветуйся, что делать, посмейся над собой вместе с ними. Может, им случалось пережить нечто подобное, и они смогут дать тебе хороший совет.
- Усиль физические нагрузки. Благодаря активному движению в организме вырабатываются волшебные вещества – эндорфины, которые отвечают за тонус и хорошее настроение.
- Попей на ночь успокоительный сбор.
Если захватить заболевание вначале, то этих мер будет вполне достаточно, чтобы привести себя в норму. Но монстр хитер! Воспользовавшись перегрузкой нервной системы, он тут же начинает вытаскивать наружу все болячки, к которым ты имеешь склонность. Может развиться мигрень, простуда, вегетососудистая дистания – не менее загадочное заболевание, чем СХУ. В общем, то в сердце кольнет, то в голову ударит… значит самое время обратиться к врачу, но и здесь есть свои ловушки.
Зацепившись за один симптом, например, тяжесть в области сердца, ты идешь на медицинское обследование. Ничего серьезного у тебя не находят, на всякий случай прописывают лекарства. Но так как нервная система ослаблена, у тебя развивается мнительность, и ты начинаешь прислушиваться к каждому шороху в своем организме. Тяжесть в области сердца переходит в голову – и вот ты уже обследуешь сосуды головного мозга. Начинаешь пить другие лекарства, которые тебе пропишут (раз пришла, нельзя же просто так отпускать), и внимательно слушать, где прошуршит в следующий раз. В итоге – солидная папка обследований мнимых болезней. К этому моменту ты полностью сосредоточена на своем здоровье.
Как сопутствующий симптом развивается чувство исключительности. Полное ощущение того, что в этом мире нет никого, кто бы так страдал. С трудом перебирая ноги, ты с завистью смотришь на прохожих и думаешь: «Идут себе, здоровые, веселые и не подозревают, что рядом с ними идет человек, который почти что умер, и никто не может ему помочь». Ты самая несчастная, безумно одинокая, потому что никто не хочет верить, что ты безумно больна, ни друзья, ни родные, ни врачи. Хорошо, если кому-то из последних придет в голову идея отправить тебя к психотерапевту.
А тем временем тебя уже начинают одолевать страхи. Самый распространенный – боязнь метро. Как только двери закрываются, откуда-то из живота выползает волна ужаса, сбивается дыхание, начинает бешено колотиться сердце, немеют руки и ноги.
Психотерапевт сталкивается с такими случаями часто. К сожалению, к нему попадают «запущенные» больные, и тут уж антидепрессантами не обойтись. Нужны гипноз, рациональная психотерапия, а самое главное – работа самого больного и его желание вылечиться.
Люди, подверженные СХУ:

1. Люди с повышенным чувством ответственности. Выработайте в себе некоторую долю пофигизма. Ну, не могла ты отвезти ребенка в музыкальную (провести уборку, сдать книги в библиотеку и т.д.) – ничего страшного. Не позволяй себе угрызений совести из-за таких мелочей.
2. Люди со слабой нервной системой: астеники, чувствительные, ранимые, мнительные, легко внушаемые – короче, неврастеники. Сделайте все пункты «скорой помощи» нормой жизни.
3. люди, переживающие возрастные кризисы. Убедите себя, что у каждого человека свой цикл развития и, возможно, все самое главное в твоей жизни еще впереди. Ну, разумеется, для этого надо что-то делать. Вот и делай – спокойно и удовольствием, а болеть тебе сейчас просто некогда!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.